долгожители ОкинавыПро маленький японский остров Окинава знают, наверное, все. Многие помнят из истории, что именно здесь в годы Второй мировой войны проходила знаменитая «битва за Окинаву», для кого-то Окинава - прежде всего родина карате, но больше всего, пожалуй, остров знаменит рекордным количеством долгожителей. А еще Окинава интересна тем, что здесь зародились и сохранились до наших дней уникальные традиционные институты социальной поддержки - юимару и моаи.

Не один год ученые пытались разгадать секрет долголетия жителей Окинавы. Одну из таких попыток сделал американский писатель Дэн Бюттнер в своей книге «Правила долголетия. Результаты крупнейшего исследования долгожителей». Совместно с Национальным географическим обществом США и Национальным Институтом по вопросам старения Бюттнер определил так называемые «голубые зоны» - страны и регионы мира, чьи жители имеют самые наилучшие показатели средней продолжительности жизни. В перечень «голубых зон» вошли, помимо Окинавы, Сардиния (Италия), остров Икария (Греция), полуостров Никоя (Коста-Рика) и община Лома Линда (Калифорния, США).

Исследователи пришли к выводу, что в основе долголетия лежат несколько важнейших принципов, в частности, активный образ жизни - ежедневные занятия физическим трудом, пешие прогулки, купание в море, использование велосипедов вместо машин. Во-вторых, конечно, правильное питание. Важными составляющими рациона долгожителей являются рыба, морепродукты, овощи и фрукты, злаки и орехи. Некоторые исследователи полагают, что секрет долголетия жителей Окинавы заключается в местной питьевой воде, содержащей большое количество ионов кальция. Перед едой на Окинаве по традиции принято произносить древнюю фразу, которая звучит примерно как «хара-хатчи-бу». Она призвана напоминать, что надо прекращать трапезу, когда желудок наполнен примерно на 80%. Все это помогает не переедать. Окинавцы уверены, что пища, съеденная в дурном расположении духа, способна только навредить. Не зря говорят, что источник тысячи болезней - беспокойный ум. А еще на Окинаве не принято питаться в одиночестве. "Наораи", обычай "преломлять хлеб" в компании близких и приятных людей, священен для многих поколений местных жителей.

Здоровый образ жизни, физические нагрузки и правильное питание - конечно, не единственная причина удивительного долголетия жителей Окинавы. Гораздо важнее другое. На островах архипелага царит неспешный, замедленный ритм жизни, который известен там под названием «время Окинавы». Это совершенно уникальное ощущение времени, по-видимому, удивительно благоприятно воздействует на состояние здоровья всего населения в целом. Поговорка «время не ждет» здесь не работает. На Окинаве считается нормой, когда церемонии, приемы, лекции и симпозиумы начинаются с опозданием, не говоря уже об обычных встречах друзей или семейных вечеринках - и такой порядок вещей никого не раздражает. Типичный характер жителя Окинавы - спокойный, неторопливый, ненапряженный, а традиционный образ жизни островитян свободен от стрессов. Несмотря на то, что на сегодняшний день Окинава считается самой бедной и экономически слаборазвитой префектурой Японии, здесь живут счастливые люди!

В Японии Окинаву называют исцеляющим островом не только за красоту природы и благодатный климат. Считается, что корни заложены в исконной окинавской вере в силу природы. Здесь почти нет храмов, и любое место на лоне природы служит для молитвы, а весь остров пропитан мистическим духом.

В сельских районах Окинавы особая роль издавна отводилась, да и сейчас отводится женщинам, именно они в основном стремятся к духовным практикам и активно в них участвуют. Женщины являются признанными религиозными лидерами в семье, клане и деревне, что дает им возможность поддерживать тесные социальные контакты, а это немаловажный фактор для укрепления духовного и физического здоровья. Деревенские жительницы, как правило, становятся более активными в религиозной работе после 50-60 лет, когда домашних обязанностей становится все меньше и у них появляется больше свободного времени. Возможно, это не простое совпадение, что именно благодаря женщинам жители Окинавы достигли самой большой средней ожидаемой продолжительности жизни. Женщины на Окинаве переживают мужчин в среднем на 6 лет, и хотя женщины почти всегда живут дольше мужчин, здесь эта разница особенно заметна. Так, например, в Индии женщины переживают мужчин в среднем только на один год, в Китае - на 4 года. Кроме того, стоит отметить, что на Окинаве самый низкий уровень самоубийств среди пожилых женщин в Восточной Азии - части света, традиционно известной высоким уровнем суицида среди этой группы населения.

На островах архипелага царит уникальный сплав даосизма, для которого характерно истинное преклонение перед природой, конфуцианства с его глубоким уважением к другим людям и естественной духовности, когда женщины являются хранительницами незримых связей между современной жизнью и всем, что свойственно прошлому. Здесь очень почитают пожилых, и сам процесс старения отмечают целительными ритуалами. Например, на Окинаве существует прекрасный обычай, именуемый «аякару»: прикасаясь к старику, вы можете разделить с этим человеком его благополучие, здоровье и долгую жизнь.

Как известно, устойчивые социальные контакты и тесные семейные узы помогают защищать человека от болезни и ранней смерти. Японию часто называют социально сплоченным обществом с традиционной культурой, в которой принято высоко ценить общественные взаимоотношения. Социальные контакты высоко ценятся и на Окинаве, но при этом пожилые люди в значительной степени сохраняют свою независимость. Они обладают волевым характером, отличаются юношеским подходом к жизни по принципу «я всё могу» и рассматривают себя как опору семьи. Система культурных ценностей, которая ставит пожилых людей в положение, при котором их превозносят и уважают, возможно, еще больше способствует их ощущению благополучия жизни. Многие из них живут одиноко, особенно в сельской местности, но при этом сохраняют прочные социальные контакты, которые как раз и помогают им вести самостоятельный образ жизни. Большую роль здесь играет местная традиционная система поддержки, которая называется «юимару».

Юимару - это практика участия и помощи другим, которая издавна существовала на Окинаве, прежде всего в деревнях, и до сих пор составляет важную часть местной культуры. Само это слово буквально означает «соединяющий круг». Изначально оно относилось к организации совместной работы у деревенских жителей Окинавы в те времена, когда требовались усилия всей общины, например, при строительстве домов, сборе урожая и т.д. Закончив работу на полях, семья помогала убирать урожай соседям, пока все участки не были обработаны. По сути, крестьяне оказывали друг другу услуги на взаимной основе. Юимару служило своеобразным клеем, который закреплял прочные связи между людьми.

Сегодня на Окинаве юимару проявляется более тонко и незаметно. Люди, особенно пожилые, встречая друг друга, предлагают помощь, причем делают это не задумываясь, почти инстинктивно. Это очень важный фактор, который способствует поддержанию их здоровья и долголетия. Юимару позволяет старикам заниматься каждому своими делами, оставаясь в сообществе себе подобных, даже если они работают уже не так быстро. В совместном исследовании американских и японских геронтологов «Почему японцы не стареют» приводится характерный пример. Одна пожилая женщина и ее муж много лет держали в деревне маленький семейный магазинчик. Когда муж умер, женщина продолжила работать в одиночку. Запасов в ее магазине было мало, некоторые товары уже залежались, но люди продолжали покупать у нее продукты. Иногда они даже не ели то, что покупали. Но они заходили, чтобы поболтать с ней, что-нибудь купить, проверить, как она себя чувствует. Таким образом, эта пожилая женщина продолжала жить и работать, по-прежнему ощущая себя частью сообщества людей.

Исследователи полагают, что большое значение в долгой жизни окинавцев имеет понятие «икигай» (ikigai). Этот термин можно приблизительно перевести как «то, ради чего стоит просыпаться по утрам». Обычно икигай - это близкий человек (по крови или по духу), работа, любимое дело, - проще говоря, смысл жизни, который приносит радость и придает силы. Икигай дает осознание своей цели в жизни и ощущение собственной значимости. «Люди, которые имеют какую-то цель, живут дольше. Это помогает им сохранить оптимистическое отношение к жизни и не замыкаться в себе», - говорил директор Международного центра долголетия Роберт Батлер. Такая цель обычно связана с благополучием близких, но не только: когда человек в 70 лет решает получить новую специальность и поступает в университет, это тоже идет ему на пользу, тем более что при достижении этой цели он расширяет контакты с окружающим миром.

Важнейшую роль в судьбе жителей Окинавы играли и продолжают играть местные уникальные неформальные объединения, которые называются моаи. По сути это группы друзей, родственников, коллег по работе или единомышленников, которые регулярно собираются в целях оказания взаимной поддержки - финансовой, социальной и эмоциональной одновременно. Эта традиция насчитывает не одну сотню лет. Моаи зародились стихийно, естественным путем. Как и юимару, моаи являются продуктом деревенского менталитета, настоянного на социальных обязательствах и групповой ответственности. Изначально моаи формировались, чтобы объединить материальные ресурсы деревни для осуществления каких-либо конкретных проектов или дел - например, уплаты налогов, постройки жилища или проведение похоронной церемонии. Веками на Окинаве именно деревня являлась социальным пространством, где человек рождался, жил и умирал. Деревня была также налоговой единицей, и если какой-то двор не в состоянии был полностью заплатить свой налоговый взнос, другие крестьяне восполняли разницу - действовал так называемый принцип круговой поруки. Община в целом принимала на себя обязательства заплатить недостающее за отдельных ее членов. Такая система социальных обязательств воспитывала чувство долга, коллективизма и групповой ответственности в поддержке членов общины, столкнувшихся с трудностями. Взаимозависимость и сотрудничество были необходимы для самого выживания. Эта система принятия взаимных обязательств оставила свой исторический след на современном обществе Окинавы в форме как моаи, так и юимару.

Группы моаи существовали на протяжении веков, даже в непростой период с 1945 по 1972 г., когда Окинава находился под прямым управлением американских вооруженных сил. В те годы окинавцы попали под непосредственное влияние американской культуры и американского образа жизни, но, тем не менее, древние традиции сохранились.

Сегодня более 50% всех жителей Окинавы, как пожилых, так и молодых, участвуют в моаи. Эти группы объединяют сотни тысяч жителей островов. Участники моаи, как правило, всегда связаны какой-то общей идеей. Они могут заниматься одним и тем же делом или быть школьными друзьями, родственниками, земляками... Один человек может одновременно входить в две-три группы «по интересам» - например, в моаи, объединяющие школьных товарищей, любителей музыки и рыболовов. Членство в шести, семи или восьми моаи тоже не редкость. Как правило, собрания групп происходят раз в месяц, но в принципе всё зависит от желания участников.

Часто моаи создаются по принципу своеобразного народного банка. Когда группа только формируется, все договариваются о том, сколько денег каждый принесет на следующее собрание - например, 20 долларов. Если группа состоит из 10 человек, общая сумма составит 200 долларов. Далее на каждом собрании один из членов (обычно тот, кто больше всего нуждается в деньгах) получает эти 200 долларов. Когда все по очереди получили деньги, процесс начинается снова. Иногда собранная сумма используется в интересах всей группы - например, для оплаты совместного путешествия.

Кстати, такого рода финансовая система знакома не понаслышке и многим россиянам. Еще не так давно, во времена СССР, на многих предприятиях, в кругу друзей и родственников, была распространена своеобразная игра в «кассу взаимопомощи». Составлялись списки участников, собирались деньги и определялась дата, когда в руки очереднику попадет собранная сумма - порой весьма значительная!

Однако моаи - это нечто гораздо большее, чем объединение с целью оказания взаимной финансовой помощи. Как правило, человек вступает в моаи скорее из социальных соображений, чем финансовых. Жители Окинавы любят эти объединения за то, что им присущ дух товарищества, за возможность пообщаться с интересными людьми, получить поддержку или совет более опытного человека, а иногда просто поболтать и посплетничать. Моаи - своего рода социальная сеть, охватывающая самые разные возрастные и социальные группы жителей Окинавы. Часто моаи представляют собой нечто вроде большой семьи, в которой совместно отмечаются все праздники и дни рождения.

Житель Окинавы сорокавосьмилетний Сокиши Омине посещает как минимум два различных моаи каждый месяц. «Это просто необходимо для меня. Моаи - это мой мир, главный источник информации, это моя семья, и я уже не могу представить свою жизнь без моаи», - говорит он.

На Окинаве в деятельность моаи вовлечены представители разных поколений. Некоторые группы формируются из детей – даже 5-летние малыши иногда создают собственные моаи. Некоторые группы собираются на протяжении десятков лет. В 2007 г. отметила свой 80-летний юбилей группа моаи, созданная в столице острова, г. Наха. На торжества собрались 120 человек из 65 семей, представлявшие три поколения.

Сегодня, когда в результате урбанизации и массового ухода молодежи в города семейные узы ослабевают, многие пожилые люди остаются жить в поредевших сельских общинах. Именно здесь такие социальные институты, как юимару и моаи, помогают заполнить брешь, образовавшуюся в структуре поддержки старейших жителей Окинавы. Конечно, не стоит забывать, что в Японии прекрасная система социальной защиты. Медицинское обслуживание, физическая реабилитация, организация досуга предоставляются за совсем небольшую плату или вообще бесплатно. Но не менее важно и другое: крепкая социальная организация, традиции взаимопомощи, ощущение духовной близости и бережное сохранение ритуалов общины - всё это обеспечивает активное участие людей, в том числе и пожилых, в жизни местных сообществ, и помогает достичь душевного равновесия и здоровой старости.

В одной рыбацкой деревушке на Окинаве стоит камень с высеченным на нем старинным местным изречением: "В 70 лет ты еще ребенок; в 80 - юноша или девушка; если в 90 кто-то с небес пригласит тебя наверх, скажи ему: уходи и возвращайся, когда мне будет 100".

Комментарии  

0 #1 Капитан Александров 10.02.2018 14:35
Хорошие принципы. Но когда рядом читаешь статьи о голоде на Донбассе, понимаешь, что в этом мире все устроено неправильно. И в то же время в какой-то мере справедливо - если организовывать жизнь по совести, с заботой о ближнем, как это сделали японцы на Окинаве, то все будет хорошо.
Цитировать

Добавить комментарий



Комментарии

  • Армия США полвека назад потеряла человеческий облик

    Владимир13 31.03.2018 22:27
    ...И это повод серьёзно задуматься,в каком мире мы живём.Одни учиняют,вторые укрывают,третьи оправдывают,четвертые - молчат...как мы до сих пор ещё топчим эту землю?Да и видим ли смысл топтаться?А если и видим,то какой? "Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?"
     
  • Тамплиеры: Тайны и наследие ордена тамплиеров

    Денис Васильчук 24.03.2018 20:52
    В тексте есть некоторые неточности: - Ярослав Осмомысл не был Галицко-Волынским князем. Он умер в 1187 году, а Роман Мстиславович объединил Волынь и Галич в 1199. - Анна, вышедшая замуж за Генриха І была дочерью Ярослава Владимировича Мудрого, а не Мономаха, родившегося в 1053 году и приходившегося ей племянником, сыном ее брата Всеволода Ярославича
     
  • Кто и как устроил киевский «Евромайдан»

    Гораций 18.03.2018 04:47
    «Carpe diem».
     
  • Кто и как устроил киевский «Евромайдан»

    Джироламо 18.03.2018 04:31
    «Memento mori».
     
  • Кто и как устроил киевский «Евромайдан»

    Гай 18.03.2018 02:31
    "«Veni, vidi, vici».
     
  • Конец Европы или как жить в мире без Духа - 2

    Олег 12.03.2018 19:37
    Так значит,чем дальше в лес,тем...в общем,всё заканчивается на правосущностной формации общества,а проще на тоталитаризме,где на человека открыто одевают кандалы.Однако предтеча правосущностной форме - это левосущностная форма,где кандалы тоже есть,но они ещё скрытые,хитроумные и не так сильно давящие.В свою очередь предтечей левосущностной форме - заднесущностная.Всё это интересно и...было бы счастьем пожить в переднесущностном обществе.Хотя бы взглянуть,как жили люди в таком светлом мире?Как они любили,как заботились друг о друге.Наверное,там воздух был просто пропитан радостью! Если бы мы очень захотели,мы бы построили такой мир.С Божьей помощью.
     
  • Конец Европы или как жить в мире без духа- 4. Битва Маятников

    Олег 11.03.2018 21:53
    Насчёт стратегического плана Системы покушать с людей путём катаклизмов...примечательно,что запущена огромная медиа машина по массовому выходу произведений в жанре "зомби апокалипсис" и "постапокалипсис".Сколько выпущено фильмов,сколько разработано видеоигр на ПК и на андроид смартфоны?Прокат завален.Кто ходит на торрент трекеры качать фильмы,тот наверное отслеживает новинки на этих сайтах,всё это видно.При чём зачастую в этих произведениях явно незамысловатый сюжет,чувствуется,режиссёры писали сценарий "на коленке".Очевидно,что дали команду наснимать такого кино,чтобы показать жестокость и конечно,сэкономить на бюджете.А ведь после такого кинца осадочек-то остаётся,да ещё какой.В общем,Матрица готовит себе пир на весь мир,ничего святого в её ИИ нету.Люди,нам срочно нужен Господь.Нужны духовные скрепы.
     
  • Кодекс Чести. Офицеры и мировой коллапс. Часть 1

    Олег 11.03.2018 11:25
    Ну,можно как минимум расширить данную тему и понять,куда дальше двигаться.Сосед подарил книжку "Перекрестье" Анастасии Новых,там и о катаклизмах,и о чести,и о душе...в общем обо всём,что необходимо знать и чем необходимо жить.Извините,что может объединить людей и уберечь от недоброго в час испытыний?Только Господь в сердцах людей.Чем больше таких наполненных добротой Божией сердец,тем выше шансы на выживание.Да и самому приятно жить по совести.
     
  • Бремя страстей человеческих или куда нас уводят мечты…

    Олег 11.03.2018 10:34
    ...
     
  • Бремя страстей человеческих или куда нас уводят мечты…

    Олег 11.03.2018 10:14
    Сегодняшний властный патриархат подмял под себя созидающее женское начало,но без гармонии с женщиной,причём с женщиной в белом - мужское начало разрушительно и готово покорить весь мир,как например Александр Македонский.Женщину не только подавили,но и активно извращают её исконный образ нравственности,женственности и целомудрия.Этому миру крайне необходимо восстановить женское начало в Духе и Истине,а раскрывшуюся духовно женщину носить на руках,ведь это сама Любовь Божия.
     
  • Конец Европы или как жить в мире без духа - 3. Историческая преемственность цивилизаций.

    Олег 11.03.2018 04:35
    Удивительно,насколько глубоко уходят корни противостояния англосаксонских народностей против славянских.Отсюда можно сделать вывод,что каждый поступок человека и поступки людей никуда не стираются наверное очень долго,а продолжают оказывать влияние на будущие поколения людей.Влияние тонкоматериального невидимого мира на видимый грубоматериальный.Люди,будем людьми! Добрыми и порядочными,каким нам и надлежит быть.Чтобы наше добро эхом звучало в веках и берегло потомков,а у них будет больше шансов сделать тоже самое для их потомков и так далее.Так,глядишь и построим созидательное общество! Только надо,чтобы каждый ныне существующий человек серьёзно подошёл к своему личному,духовному развитию; не только подошёл,но и начал Жить! Жить Духом Божьим. Во имя добра и объединения всех людей на планете.
     
  • Ижемское чудо Сергея Сотникова

    Евгений 20.02.2018 07:32
    Вопрос один - почему он не Герой России, человек спасший 81 жизнь?
     
  • Война в Афганистане. Причины и следствия

    шурави 20.02.2018 05:59
    Вечная память и слава героям , погибшим за Родину... Пусть земля Вам будет пухом и простите , что не уберегли...
     
  • Война в Афганистане. Причины и следствия

    Никита Ram 20.02.2018 00:55
    Каких жрецов имел ввиду автор?
     
  • Война в Афганистане. Причины и следствия

    Андрей Соколов 20.02.2018 00:29
    Любая война калечит человека. Будучи еще юным, я думал, что война в истории государства - это обязательный "признак" силы. Мечтал воевать, но столкнувшись со смертью , увидел как это ужасно.
     
  • Война в Афганистане. Причины и следствия

    Анатолий 19.02.2018 18:46
    Странно, мне всегда казалось, что в Афгане к советским/русским всегда относились очень плохо. В отличие от тех же американцев.
     
  • Психотерапевтические техники во время войны

    алексей1 19.02.2018 04:38
    Это то, что должен знать каждый!!! Спокойствие и холодный ум- гллавное.
     
  • Проверка на человечность: Невероятная история армянского офицера во время Великой Отечественной войны

    я плачу...очень поучительная и 18.02.2018 12:45
    Галина
     
  • На Донбассе голодают более миллиона человек - ООН

    Админ 12.02.2018 16:46
    Справедливое замечание. Заголовок заменили.
     
  • На Донбассе голодают более миллиона человек - ООН

    Alexander 11.02.2018 10:31
    непонятно кто оккупировал и какие районы?

Кодекс Чести в facebook

Кодекс чести офицера

Кодекс Чести ВКонтакте

Кодекс Чести в Одноклассниках