Къонахалла. Чеченский кодекс честиИсторические предания, нартский эпос, фольклорные предания свидетельствуют о существовании у нахов различных воинских союзов. В позднем средневековье одним из наиболее влиятельных воинских объединений является орден «Къонахий», который играет важную роль в политической жизни страны нахов.

Къонахий – в переводе с чеченского «сыновья народа», главной целью жизни считали защиту интересов Отечества, своего народа.

Чеченский кодекс чести «Къонахалла» сложился задолго до принятия чеченцами ислама, по всей видимости, еще в аланскую эпоху. На его характер оказали заметное влияние драматические события времен нашествия на Кавказ монголов и Тимура, когда война стала для нахов-аланов обычным состоянием. О древности его говорят многочисленные параллели позднейшего культа «къонаха - достойного человека, народного героя» с древнейшими слоями нартского эпоса.

В окончательном виде кодекс «къонахалла» сформировался в позднем средневековье, в период войны крестьянских общин с феодалами, в эпоху расцвета тейповой демократии, когда высшей ценностью общества была объявлена свобода, в том числе, свобода личности.

В позднейшее время духовный аспект этого кодекса испытал сильнейшее влияние ислама в его суфийском варианте, согласно которому главным смыслом человеческого существования является путь духовного совершенствования. Но при всем этом, в отличие от суфиев, къонахи не отказывались от земных радостей и активного участия в социально-политической жизни общества.

Кодекс «Къонахалла», по преданию, был записан в различных вариантах в религиозно-этических трактатах XVII - XVIII веков. До нашего времени он дошел в виде отрывков в различных хрониках, преданиях и сказаниях об исторических героях.

Публикуемый ниже текст кодекса чести «Къонахалла» записан на основе этих источников, а также материалов, собранных мной в течение многих лет.

Леча Ильясов, историк, филолог


ЧЕЧЕНСКИЙ КОДЕС ЧЕСТИ КЪОНАХАЛЛА

1. Къонах - человек, твердо следующий основным принципам кодекса чести «Къонахалла».

2. Главной целью и смыслом жизни къонаха является служение своему народу (къам), своему Отечеству (Даймохк). Интересы народа и Отечества для него всегда выше интересов своего тейпа, рода, фамилии.

3. Высшим проявлением служения къонаха является защита Отечества от нашествия врага. Смерть в справедливой войне или при защите своей чести и достоинства предпочтительна для къонаха, чем жизнь в бесчестии и позоре.

4. В служении Отечеству къонах имеет право заниматься любым видом деятельности, кроме тех, которые могут заставить его поступиться принципами Кодекса чести или уронить его личное достоинство.

5. Созидательный труд не только не унижает, а, наоборот, возвышает достоинство къонаха. Труд во благо Отечества в мирное время является таким же долгом къонаха, как и защита своей страны во время войны.

6. Если къонах служит в силу обстоятельств интересам одного человека или группы людей, то в случае, когда они приходят в противоречие с интересами народа, он должен встать на защиту интересов народа. И для того, чтобы не стать клятвопреступником, он не должен присягать никому, кроме Отечества.

7. Къонах должен быть готов к смерти в каждое мгновение, ибо нет ничего вечного в этом мире. Он должен помнить о том, что для него есть понятия, которые дороже жизни: Отечество, личное достоинство и честь. Но къонах не должен стремиться к смерти и без необходимости испытывать судьбу, так как жизнь есть высший дар Всевышнего человеку.

8. Главным качеством къонаха является выдержка. В ней проявляется истинное мужество и умение управлять собой и ситуацией. Бездумная храбрость – это мужество с закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему цены ни своей, ни чужой жизни. Выдержка къонаха – это мужество знающего, осознанный шаг навстречу смерти, если иное противоречит интересам Отечества, несовместимо с Кодексом чести или личным достоинством.

9. Къонах должен быть скромным в жизни, в быту, в общественных делах. Ум, мужество, деяния къонаха должны оценить, прежде всего, окружающие. Но даже субъективность этой оценки не дает ему повода восхвалять самого себя.

10. Къонах всегда отвечает за свои слова и поступки. Он всегда выполняет данное им другим людям слово и никогда, даже ценой собственной жизни, не нарушает данной им клятвы.

11. Главным богатством къонаха является его честь и личное достоинство. Все иные блага этого мира можно обрести вновь, однажды утратив, но утраченная честь и поруганное достоинство обретается вновь лишь через достойную смерть.

12. Къонаху не противопоказано накопление богатства. Накопленное праведным путем богатство настоящего къонаха может послужить не только его интересам, но и интересам его народа и Отечества. Жадность и скупость могут сделать бесполезными лучшие качества любого человека, так же, как и чрезмерная расточительность – разорить самого богатого человека. Щедрость же приумножает не только славу къонаха, но и его благосостояние.

13. Къонах не должен посягать на личное достоинство и честь других людей, так же, как и на чужую собственность. При этом он должен быть снисходительным к слабостям и ошибкам других людей, но требовательным к самому себе.

14. Къонах обязан бережно хранить лучшие традиции своей фамилии, помнить своих предков, уважительно относиться к их прошлому и к истории своего народа.

15. Къонах должен постоянно оттачивать свой ум, постигать мудрость и опыт мудрейших, изучать науки, дающие ключ к познанию мира, так как только через знание можно прийти к истинной вере и постижению справедливости.

16. Истинная вера и справедливость являются высшей духовной целью къонаха. В религиозных делах къонах руководствуется постулатом ислама: «Нет принуждения в религии». Он терпимо относится к представителям других религий, не навязывает силой и принуждением им своих взглядов или образа жизни.

17. Къонах должен быть скромным и в религиозных делах. Он никогда не подчеркивает своей религиозности, не подменяет истинной веры внешней формой.

18. Справедливость – единственная мера в отношении къонаха к окружающему миру и людям. Он должен быть справедливым по отношению к другим людям так же, как и по отношению к себе.

19. Благодарность также является чертой благородного человека. Сделанное ему добро къонах должен возмещать многократно. Сам же он не ждет благодарности за содеянное добро.

20. В общении с людьми къонах должен быть предельно вежливым, сдержанным и скромным, независимо от их социального статуса или возраста.

21. Къонах с уважением и почтением относится к женщине. Он никогда, ни при каких обстоятельствах, не позволит оскорбить и унизить ее, ни себе, ни другим. Честь и достоинство женщины для къонаха священны.

22. Къонах должен уметь не только отстаивать свою правоту словом и делом, но и выслушать противоположную сторону, согласиться с ее мнением, если она права. Уступить в споре или ссоре более слабому противнику является не трусостью, а проявлением благородства.

23. Къонах должен быть милосердным к слабым и немощным. Он должен относиться с состраданием не только к людям, но и к животным, которые не имеют разума и не могут оградить себя от человеческой жестокости.

24. Къонах с состраданием относится ко всему живому. Никогда без необходимости не срубит дерева, не причинит вреда ни одному живому существу.

25. Къонах должен мужественно переносить все тяготы жизни, выпавшие на его долю, в том числе и физические страдания.

26. Къонах должен достойно вести себя и в веселье, и в печали. В любой ситуации он должен проявлять выдержку и спокойствие.

27. Жизнь къонаха должна быть образцом высокой нравственности, мудрости и мужества для юного поколения. Передача более молодым своего жизненного и ратного опыта является нравственным долгом къонаха.

28. Къонах должен уважать и почитать своих родителей, заботиться о них, обеспечивать их старость.

29. В своей семье къонах должен быть таким же справедливым, как и в обществе. И в наказании, и в поощрении он должен быть ровным и сдержанным. Он не должен опускаться до оскорбления или физического наказания членов семьи. Если женщина совершила такой поступок, за который ее можно ударить, то ей нужно дать развод.

30. В дружбе къонах должен быть верным и преданным. Защищая своего друга, къонах не должен щадить своей жизни. Къонах познается и в дружбе, и во вражде.

31. Къонах проявляет по отношению к врагу такое же благородство, как и по отношению к остальным людям.

32. Къонах не должен применять оружие против безоружного врага. Тяжело раненному врагу он обязан оказать посильную помощь так же, как сделал бы это для любого человека.

33. Къонах должен, по возможности, избегать поединка с более слабым противником, так как любой исход такого боя не прибавит ему славы, но может уронить его имя. Если же поединок неизбежен, то он должен дать противнику возможность выбрать оружие и быть снисходительным к нему.

34. Къонах не должен уклоняться от боя с сильным противником. Но он должен всегда предпочитать мир войне, если такое возможно без ущерба интересам народа, его чести и личному достоинству.

35. Закон гостеприимства для къонаха священен. Къонах, не сумевший защитить своего гостя, обречен на позор и презрение. Поэтому жизнь и свобода гостя для него дороже собственной жизни. Но он не несет ответственности за гостя, совершившего преступление.

36. При посещении чужих стран и народов къонах должен уважать их законы и традиции, так как в этом случае он представляет не только себя, но и свой народ.

37. Къонах в течение всей жизни должен заниматься совершенствованием своего духа и тела для того, чтобы служить своему народу с максимальной пользой.

38. Къонах должен регулярно заниматься упражнениями, закаляющими его тело, упражняться с различными видами оружия, чтобы в случае необходимости достойно защитить Отечество и свою честь.

39. Къонах с уважением относится к своему оружию, чтит его, не обращается к нему без необходимости, никогда не применяет его ради наживы или неправедного дела.

40. Смерть къонаха должна быть такой же достойной, как и его жизнь.


nohchalla.com 



Комментарии

  • “Ресурсное проклятие”

    Connie Morgan 14.04.2019 13:14
    Если вы ищете положительный опыт кредитования, я бы порекомендовал Le_Meridian Funding Service. На удивление легко получить долговую помощь. К вам будут относиться с уважением и профессионализмом, потому что они помогли мне с кредитом тоже на 1,9% ROI Они могут финансировать проект от $ 10000 до $ 900 000 000,00 вот компания Адрес электронной почты: lfdsloans@lemeridianfds.com WhatsApp ... + 19893943740
     
  • Конец Европы или как жить в мире без духа- 4. Битва Маятников

    павел 17.02.2019 13:17
    ...Следует отметить только одно, если и существует преступление против Духовного мира, то это именно Магия... я думаю список преступлений возглавляет, искажение знаний данных человечеству, интерпретация их от ума и утаивание их от людей. А магия это обыденность большинства людей и меня в том числе.
     
  • Архангел Гавриил — посланник Божий

    Владислав 17.02.2019 11:38
    У вас недостоверная информация что о Марии, что об Архангеле Гаврииле. Если действительно вам это важно и есть стремление докопаться до Истины почитайте книгу Сенсей 4. Анастасии новых
     
  • Проверка на человечность: Невероятная история армянского офицера во время Великой Отечественной войны

    Алексей Истомин 03.02.2019 10:28
    Это притча. Реальность проще и грубей.
     
  • Зачем Ватикан скрывает настоящую историю человечества?

    Афоня 24.11.2018 19:21
    Кошмар!!!!!
     
  • Дева Мария - спасительница Руси: Многочисленные случаи заступничества от иноземных врагов

    Екатерина 08.10.2018 20:38
    Очень важная статья для всех нас! Нам нужно помнить и почитать нашу прекрасную Заступницу-Богородицу
     
  • Проверка на человечность: Невероятная история армянского офицера во время Великой Отечественной войны

    Игорь 12.09.2018 14:17
    А теперь расскажите о "доблестных" российских "офицерах", расстреливавших колонну с раненными украинцами под Иловайском... На территории Украины...
     
  • Бремя страстей человеческих или куда нас уводят мечты…

    Зеро 31.05.2018 09:09
    Людям же, идущим по духовному пути, чтобы не путать черное и белое, все-же лучше разделять внутреннее (духовное) служение и внешнее (земное). Во внешнем нужно руководствоваться морально-нравственными принципами и заповедями и не попирать их, не смешивать понятий зла и добра, и не заниматься их уравниванием, а во внутреннем - не отрывать внимания своего от Бога. Тогда и на земле различать добро и зло легче становится, и грани, что нельзя переступать становятся лучше видны и отдаленные последствия тех или иных поступков людей...
     
  • Бремя страстей человеческих или куда нас уводят мечты…

    Зеро 31.05.2018 08:55
    Ну вообще-то, с одной стороны согласен с автором, в плане того, что люди чаще выбирают Эсмеральду, чем Магдалу... А казалось бы, даже, последователи Магдалы, чаще тяготеют более не к воспеванию Жизни, во всех её проявлениях, ярким проявлением которой и является Мария, а зачастую поклонению всего лишь внешнему образу и мертвому камню... Увы... Но все-таки есть в статье то, что не принимает мое внутреннее чувство - это попытка уравнять две воюющих стороны... Как бы идет оправдание одной стороны и нивелирование внутренней правды другой стороны - это как утверждать, что в ВОВ, все воюющие стороны были одинаково не правы... А ведь в данном случае правда просто вопиет против этого, потому что есть такое понятие, что тот кого бомбят и вынужден в связи с этим защищаться, всегда более прав в войне, чем тот, кто едет бомбить и убивать коренных жителей того или иного региона... Нет правды и за тем, кто под фашистскими и бандеровскими флагами, под нацистскими кричалками пытается навести свой порядок ...
     
  • Ижемское чудо Сергея Сотникова

    hellwindfrigve1975@gmail.com 29.05.2018 12:38
    В этом что-то есть. Буду знать, благодарю за помощь в этом вопросе. Взял у вас полезную информацию на мой сайт http://soc-market.ru/blog/zakazhi-kachestvennuyu-nakrutku-vidzheta-moj-mir-na-nashem-servise лайки на виджет мой мир
     
  • КЛИМАТИЧЕСКИЙ АПОКАЛИПСИС НЕИЗБЕЖЕН В БЛИЖАЙШИЕ 5-10 ЛЕТ

    Татьяна 27.05.2018 13:47
    Климатические изменения наносят всё больший урон цивилизации, и сегодня эта проблема выходит на первое место в списке реальных угроз стабильному будущему человечества. Сегодня пока ещё мало кто задумывается о грядущем, как говорится, "моя хата с краю..." Но на самом деле проблема очень серьёзная, и решить её можно, лишь точно определив причины происходящего. Посмотрите этот ролик, в нём анализируется сложившаяся ситуация и предлагается путь решения https://youtu.be/zZx0mZvPJ64
     
  • Ижемское чудо Сергея Сотникова

    riacondevic1976@gmail.com 23.05.2018 21:14
    посмотрю што это и с чем ево едят Полезный сайт мероприятие фейсбук http://jet-s.ru/nakrutka-laykov-facebook
     
  • Армия США полвека назад потеряла человеческий облик

    Владимир13 31.03.2018 22:27
    ...И это повод серьёзно задуматься,в каком мире мы живём.Одни учиняют,вторые укрывают,третьи оправдывают,четвертые - молчат...как мы до сих пор ещё топчим эту землю?Да и видим ли смысл топтаться?А если и видим,то какой? "Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?"
     
  • Тамплиеры: Тайны и наследие ордена тамплиеров

    Денис Васильчук 24.03.2018 20:52
    В тексте есть некоторые неточности: - Ярослав Осмомысл не был Галицко-Волынским князем. Он умер в 1187 году, а Роман Мстиславович объединил Волынь и Галич в 1199. - Анна, вышедшая замуж за Генриха І была дочерью Ярослава Владимировича Мудрого, а не Мономаха, родившегося в 1053 году и приходившегося ей племянником, сыном ее брата Всеволода Ярославича
     
  • Кто и как устроил киевский «Евромайдан»

    Гораций 18.03.2018 04:47
    «Carpe diem».
     
  • Кто и как устроил киевский «Евромайдан»

    Джироламо 18.03.2018 04:31
    «Memento mori».
     
  • Кто и как устроил киевский «Евромайдан»

    Гай 18.03.2018 02:31
    "«Veni, vidi, vici».
     
  • Конец Европы или как жить в мире без Духа - 2

    Олег 12.03.2018 19:37
    Так значит,чем дальше в лес,тем...в общем,всё заканчивается на правосущностной формации общества,а проще на тоталитаризме,где на человека открыто одевают кандалы.Однако предтеча правосущностной форме - это левосущностная форма,где кандалы тоже есть,но они ещё скрытые,хитроумные и не так сильно давящие.В свою очередь предтечей левосущностной форме - заднесущностная.Всё это интересно и...было бы счастьем пожить в переднесущностном обществе.Хотя бы взглянуть,как жили люди в таком светлом мире?Как они любили,как заботились друг о друге.Наверное,там воздух был просто пропитан радостью! Если бы мы очень захотели,мы бы построили такой мир.С Божьей помощью.
     
  • Конец Европы или как жить в мире без духа- 4. Битва Маятников

    Олег 11.03.2018 21:53
    Насчёт стратегического плана Системы покушать с людей путём катаклизмов...примечательно,что запущена огромная медиа машина по массовому выходу произведений в жанре "зомби апокалипсис" и "постапокалипсис".Сколько выпущено фильмов,сколько разработано видеоигр на ПК и на андроид смартфоны?Прокат завален.Кто ходит на торрент трекеры качать фильмы,тот наверное отслеживает новинки на этих сайтах,всё это видно.При чём зачастую в этих произведениях явно незамысловатый сюжет,чувствуется,режиссёры писали сценарий "на коленке".Очевидно,что дали команду наснимать такого кино,чтобы показать жестокость и конечно,сэкономить на бюджете.А ведь после такого кинца осадочек-то остаётся,да ещё какой.В общем,Матрица готовит себе пир на весь мир,ничего святого в её ИИ нету.Люди,нам срочно нужен Господь.Нужны духовные скрепы.
     
  • Кодекс Чести. Офицеры и мировой коллапс. Часть 1

    Олег 11.03.2018 11:25
    Ну,можно как минимум расширить данную тему и понять,куда дальше двигаться.Сосед подарил книжку "Перекрестье" Анастасии Новых,там и о катаклизмах,и о чести,и о душе...в общем обо всём,что необходимо знать и чем необходимо жить.Извините,что может объединить людей и уберечь от недоброго в час испытыний?Только Господь в сердцах людей.Чем больше таких наполненных добротой Божией сердец,тем выше шансы на выживание.Да и самому приятно жить по совести.

Кодекс Чести в facebook

Кодекс чести офицера

Кодекс Чести ВКонтакте

Кодекс Чести в Одноклассниках